ГДЕ ИСКАТЬ КЛАДЫ НА УКРАИНЕ?
По книгам киевского историка, этнографа и нумизмата Николая Федоровича Котляра на Украине ищут клады. И самое удивительное - находят. Клады древних русичей, запорожцев, гайдамаков, где искать их, а где нет?
Искать клады в Киеве, считает Котляр, дело неблагодарное: культурный слой здесь лишен органики, сильно спрессован. Разве что в подземельях Киево-Печерской лавры можно рискнуть поискать клад пещерника Федора (XI в.).
В "Киево-Печерском патерике" рассказана история монаха-кладоискателя, представляющая интерес не только своей давностью, но и конкретными подробностями. Пещерник Федор пришел на указанное ему волшебным видением место, начал там копать и нашел клад, в котором было золото, серебро и ценная посуда. Однако, подумав, что клад послан чертом, решившим прельстить монаха богатством, богобоязненный Федор выкопал глубокую яму и спрятал находку. О найденных сокровищах узнал киевский князь Мстислав Святополкович, схватил монаха и начал требовать, чтобы тот показал тайник. Монах сказал: "Да, я нашел клад, и он спрятан мною в пещере". Тогда князь спросил у него: "Много ли, батюшка, там золота, серебра и посуды?". Федор ответил: "Эта пещера служила кладовой у варягов и действительно, посуда там латинская. Поэтому пещера и ныне зовется варяжской. Золота и серебра там неисчислимо. Однако показать тайник Федор отказался, сказав, что забыл это место. Такой ответ разозлил князя. Он приказал заковать монаху ноги и руки и три дня не давать ему хлеба и воды. Но Федор упрямо твердил: "Не знаю, куда закопал…". Мстислав Святополкович жестоко пытал монаха. Князь жег Федора на костре, а другого монаха Василия, которому Федор открыл тайник клада, поразил стрелой из лука. Оба умерли в муках, но так и не выдали сокровищ.
Этот рассказ красноречиво опровергает сложившееся мнение об уважительном отношении на Руси к служителям церкви в раннем Средневековье. Возможно, в "Патерике" шла речь не о случайно найденном кладе, а о монастырской сокровищнице, которую безуспешно пытался захватить Мстислав Святополкович, а черт, мистика - более поздние приписки. Дела у этого князя шли не лучшим образом. В 1099 году он погиб в междоусобной войне.
Котляр изучил все случайные находки кладов и повествующие о них легенды и вывел закономерности их сокрытия. Например, не стоит искать большие сокровища в Галиции - здесь шло столь интенсивное денежное обращение, что клады образоваться не могли. Маловероятны ценные находки и в степях Причерноморья: они были безлюдны, купеческие караваны старались миновать их быстро, не задерживаясь, опасаясь набегов татар.
Клады можно обнаружить вдоль древних торговых путей, скорее всего в старинных городах и селах. Их находили во множестве в Рязанской, Тверской и Новгородской областях, во многих селениях Украины. Часть сокровищ осела в мощных стенах церквей и крепостей. Один из легендарных кладов был замурован в старой башне имения Потоцких в окрестностях Бердичева. Этот клад дался в руки бедному человеку, который таким образом избавился от нужды. Об этом услышал граф Потоцкий и начал разваливать стены башни. По легенде "ему глаза на затылок вывернуло и шею скрутило". Никак не мог граф вызволить себя из беды, пока не восстановил разрушенную стену, тогда ему стало легче. С тех пор Потоцкий и близко не подходил к старой башне.
Золото и серебро чаще всего хоронятся в курганах. Обнаруженные в них ценные вещи составили основную часть коллекций украинских исторических музеев. К XXI веку из известных курганов, необследованными учеными, остались лишь курган Караватка (близ Запорожья) и Медведь-курган (Аюдаг) на южном берегу Крыма.
Когда-то, говорят, мимо кургана Караватка проходила большая дорога, а на кургане стояла каменная баба лицом на восток. На кургане и возле кургана есть, говорят, и клады, только они закляты на двести лет, а другим срок вышел, можно бы и взять, да не наметили места.
Медведь-гора потому так зовется, что на ней закопан медведь, отлитый из меди и набитый червонцами. Кое-кто из людей пробовал там копать, так медведь не дает: встанет медведище на дыбы да и ревет. Люди и разбегаются.
Сокровища якобы есть и в "голове" острова Хортица (близ Запорожья). По преданию темной ночью там часто показывался клад: выскочит из могилы казак с саблей да так огнем и засияет! Казак золотой, а под ним конь серебряный. То, говорят, золотые и серебряные деньги. Те деньги или взяты или показаться им некому.
Недалеко от этих мест, возможно, скрывается и "клад Сагайдака", казака, жившего здесь со своим кошем и в минуту опасности, спрятавшего казну где-то на Средней скале.
Клады на Украине чаще всего захоранивали запорожцы и гайдамаки. Они воевали, участвовали в набегах, и им не всегда сподручно было носить добытое богатство с собой. Вот мариупольская легенда, записанная этнографом Я.Новицким (1847-1925). "Утром при восходе солнца, взбежал вожак на курган, встал, а тень так и протянулась на запад. Тогда он велел копать яму там, куда протянулась тень головы. Выкопали яму, спустили на цепи казан, чтобы никто не брал, пока вторично не вернуться из разъезда. Затем засыпали деньги землей, оседлали коней и подались в степь. Через годы стали съезжаться. Многие вернулись, а вожака нет, и клад не взят до сих пор. В казне, говорят, лежат червонцы сверху медные, а поверх медных - серебряный талер, чтобы не плесневели. Деньги закопали и затоптали лошадьми, чтобы не осталось следа. А примета такая: как солнце восходит - встань на курган и смотри на свою тень; заметь то место, где кончается голова, беги и копай. Сверху будет железное кольцо, тяни и вытянешь шкворень; копай глубже, затем - дужка и казан".
В последние двадцать лет на Украине каких-либо крупных находок гривен, арабских монет, динариев не было. Создается впечатление, что большинство кладов нашли. Последний из знаменитых кладов обнаружен в селе Глиняное на Киевщине. В нем - перстни, серьги, серебряные пуговицы, более полутора тысяч одних только монет.
До музеев золото из находок почти не доходит, а серебро неопытные кладоискатели часто не распознают. Они надеются увидеть сверкающие россыпи драгоценностей, а находят почерневшие кружочки. Больше всего шансов обнаружить клад у крестьян и фермеров во время пахоты. Так, например, нашли шлем Ярослава Мудрого. В 1990-ые гг. именно таким образом откопали один из величайших кладов древнерусских гривен (более двух тысяч) на о. Готланд (Швеция).
На Украине интерес к сокровищам и их поиску существовал издревле. Сегодня кладами заинтересовалось даже государство. Считается, что достаточно найти сокровища гетмана И.Мазепы (1644-1709), гетмана Левобережной Украины П.Полуботка (ок. 1660-1724), вывезенные якобы в Англию или клады Олекса Довбуша (1700-1745) и Украина решит все материальные проблемы…
В конце прошлого века близ городка Мишурина лежал камень с выбитой на нем буквой М. Историк и этнограф Д.Яворницкий (1855-1940) был убежден, что это инициалы Мазепы, и что именно где-то поблизости гетман, спасаясь бегством после Полтавской битвы бросил в Днепр сундуки с деньгами и драгоценностями. Сокровища гетмана Полуботка в Англии находиться не могут, а вот на самой Украине наследие этого очень богатого человека стоит поискать, так как существует опись на часть драгоценных монет. Сам гетман умер в Петропавловской крепости.
Сокровища разбойника Олексы Довбуша искали два века, и не нашли. Гуцульская легенда рассказывает, что Довбуш закопал в горах огромный клад, в котором золота и серебра столько, сколько могут увезти шестьдесят подвод. Никто не знал, где именно спрятан клад и многие упорно его искали, в том числе бедный юноша Марко. Ему деньги нужны были для женитьбы на любимой девушке - дочери богатых родителей. Целый год юноша днем и ночью копал землю в ущельях Карпат. Срок, данный ему отцом невесты прошел, а Марко так и не нашел клада. Девушка умерла с горя, а Марко покончил с собой…
На самом деле, скорее всего клада Довбуша просто не существует. По характеру он был бродяга и авантюрист и все сокровища, что у него были, скорее всего пускал на ветер, а не копил и прятал.
В украинских легендах как правило клад прячет группа из двенадцати человек, что отражает народное представление о побратимстве воинов - запорожцев и гайдамаков. "В степи Неплюева, неподалеку от хутора. Есть могила Долгая, а возле нее запорожцы спрятали клад в подземелье. Деньги серебряные и золотые в бочонках, а серебряная посуда поставлена возле них. Клад спрятали двенадцать казаков и поклялись, кто будет один откапывать, того дождь зальет. Пробовал кто-то копать, да куда там - дождь так и лил, так и лил".
Кроме того, на клад часто накладывали заклятие, чтобы никто другой не мог его откопать. Вот еще одна легенда - рассказ очевидца о том, что произошло с ним лет восемьдесят тому назад. К нему, в ту пору маленькому мальчику, подъехал на резвом коне старый казак с двумя пистолетами за поясом. Он показал ему камень вблизи кургана и рассказал следующее: "Смотри на меня, мне сто четыре года и быть может я уже последний. Этот камень положили мы вместе - двенадцать запорожцев. Под ним - яма, а в яме три бочонка: в одном медь, в другом серебро, а в третьем - золото. Деньги закланы, их мне без товарищей брать нельзя, а тебе - другое дело, бери как свое". Неизвестно почему мальчик так и не извлек этот клад.
Человека, который предал товарищей, вместе с которыми прятал клад, ждало суровое наказание. Вблизи города Александровка (ныне Запорожье) Я.Новицкий записал историю об окаменевшем человеке, стоящем на одном из курганов. Тот человек не сдержал обещания хранить тайну спрятанного клада. "Пошел он на курган - и где встал, там и окаменел. Будет он стоять, пока светит солнце. Возле кургана, говорят, на восток, сбоку, спрятаны деньги, и никто их не возьмет, потому что сразу окаменеет. Как и этот казак". В действительности на кургане стояла половецкая каменная скульптура, каких немало в степях Украины.
Легенда, бытующая на Волыни, рассказывает, что однажды в городе Изяславе появился старец и предложил княжне добыть клад, спрятанный в руинах замка. Старец, правда, предупредил, что как только землекопы достигнут драгоценностей, начнет гореть Иязслав, а когда извлекут весь клад, город сгорит дотла. Однако клад втрое перекроет убытки, причиненные пожаром. Княжна согласилась, и землекопы начали раскапывать руины замка. Каждый раз, как только начинали работать, в городе вспыхивал пожар. Как работы прекращались - огонь гас. Наконец, достигли железной двери сокровищницы, и тогда запылал весь город. Жители едва уговорили княжну прекратить раскопки, да и она сама поняла, что имеет дело с заклятым кладом. Общими усилиями город спасли, развалины замка засыпали землей. Старец исчез без следа, он оказался злым колдуном.
Народные предания часто содержат подробные указания как вести себя при обнаружении клада. Например, "Как деньги покажутся, иди на огонь. Если погаснет - не тебе суждены, если нет - твой клад. Как найдешь деньги, не бери все, так не годится, оставь сколько-нибудь "заплатить" за место и не бойся ничего; если заберешь все - не обойдется без напасти". Вот еще советы: "Всякий клад нужно брать не сверху, а сбоку потому, что не известно, заклят он или нет. Если брать сбоку, то деньги рассыплются, а с ними рассыплется и заклятие". При извлечении клада из тайника строго запрещено бранится или поминать нечистую силу. Легенда рассказывает об одном старике, который увидел свечу над грушей, понял, что это знак клада и начал копать под деревом яму. Смотрит - казан с червонцами. Давай он его поднимать за дужку, силится, силится, да ничего не выходит. Тут с языка и сорвалось: "Ну и тяжелый же, черт его батьке!" Только он это проговорил, а деньги в земле так и зашумели. Не помогли ни молитвы, ни крестное знамение - деньги пропали.
Предания утверждают, что чаще всего удача приходит в ночь на Ивана Купала. Тогда цветет папоротник и тот, кому посчастливится сорвать его цвет, найдет клад. У Н.В.Гоголя есть прекрасная повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В ней рассказывается о бедном юноше Петро, невесту которого отдают замуж за богатого. В отчаянии он обращается за помощью к колдуну. В ночь на Ивана Купала он находит цветок папоротника, однако, чтобы отыскать клад, Петро совершает убийство. Деньги, добытые страшным преступлением, превращаются в черепки… Во многих легендах речь идет о предназначенных кладах, то есть таких, которые доступны только определенным людям. Чаще всего клад дается детям. По народным поверьям судьба наиболее благосклонна к малолеткам, которые еще не успели особенно нагрешить в жизни.
Кладоискательство занятие захватывающее, полное неожиданностей и большого труда. Но надо всегда помнить, что клад - это не только богатство, которое должно достаться нашедшему. Клады - это частица нашей истории, наследие, которое не должно погибнуть и раствориться в частных руках. Их место в музеях, где с ними работают ученые -археологи и нумизматы, иначе клады превращаются в "черепки", в разрозненные кусочки истории, которую уже не восстановить никому.
|