ТАЙНА ПОДЗЕМЕЛИЙ ПЕРМИ ВЕЛИКОЙ
Средневековые крепости и замки в нашем воображении всегда связаны с жаркими битвами, осадами, потайными подвалами и подземными ходами. И, естественно возникает вопрос: были ли тайные подземные ходы в Верхнем Прикамье и когда их строили? Самое раннее письменное упоминание о таком ходе - в донесении дьяка Морозова в 1614 году: "В Перми город Чердынь деревянный, а на городе шесть башен, а мосты и обламы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверы ворота, да тайник завалился". В 1623 году при описании Соликамской крепости М.Ф.Кайсаров среди прочего указал: "да у тое Наугольные башни тайник из-под городовые стены к речке Уоолке".
Тайниками, которые в те времена были обязательной принадлежностью крепостей, называли подземные ходы, заканчивавшиеся колодцами. То есть были это потайные водозаборные устройства и сооружения. Понятно, что без воды из тайников ни одна крепость, особенно деревянная, не могла бы выдержать более или менее длительную осаду.
В Чердыни подземный ход был, вероятнее всего, построен в 1535 году, когда московским дьяком С.Д.Курчевым на Троицком холме сооружалась новая крепость. О том, что в ней был тайник, можно было догадаться и не читая донесений. Все шесть башен чердынского кремля имели свои названия: Спасская, Средняя, Княжья, Глухая, Наугольная и Тайницкая - расположенная над тайником. Как и крепость, тайник был сооружён целиком из дерева - и крепление, и обшивка, и лестничный спуск. Даже если бы всё это было сделано из лиственницы, то в условиях Доступа воздуха и повышенной влажности её хватило бы не более чем на полвека. Так и получилось: построили тайник в 1535 г., а к началу ХYII столетия он стал обваливаться.
Чердынскую крепость несколько раз ремонтировали, но подземный ход больше не восcтанавливали. И всё же он не исчез совершенно бесследно. После того, как он обвалился, на склоне холма появилась глубокая выемка. В эту борозду местные жители долгое время сваливали мусор, и теперь хорошо видна неширокая полоса яркой зелени, сбегающая с вершины холма к реке Колве - нестирающийся след древнего подземного лаза, отпечаток истории, посланец далёкой эпохи, свидетель многих интересных событий.
В Верхнем Прикамье негласное первенство по подземным ходам держит Соликамск. О тайнике Соликамской крепости уже упоминалось. И в том же описании К.Кайсарова есть ещё интересная строка: "Да в городе же погреб пушечных запасов с выходом". А выходами в то время называли то, что мы сегодня и понимаем буквально под словом «подземный ход». В пороховом погребе было начало хода, но куда же он уходил? В переписи об этом ничего не сказано. Или М.Кайсаров не ставил такой цели, или же выход был ещё в нормальном состоянии. В I672 году крепость сгорела. Восстанавливать её не стали, и про подземные ходы забыли. Но они о себе напомнили. Во второй половине XIX пока рядом с крепостным холмом произошёл провал, который, вероятно, явился следом "выхода" из бывшего погреба пушечных запасов.
Но Соликамск известен не этими подземными ходами, а более поздними. Поиски их начались ещё в 70-е годы ХYIII столетия. При воеводе А. Б.Борисове посадские люди в 10-12 метрах от Соборной колокольни раскопали провал и на глубине около трёх с половиной метров нашли каменный свод. Опасаясь за сохранность колокольни, воевода запретил продолжение работ. Этот же провал возобновился в начале XIX века. Такие же каменные своды в то время были обнаружены под домом воеводы /в XIX и начале XX века он назывался домом Плотникова/ и против алтаря Воскресенской церкви. Протоирей впервые собрал разнообразные устные предания о подземных ходах. Один ход, по преданию, шёл от Троицкого Собора в гору, а другой к Спасской церкви. Эта работа так заинтересовала протоирея, что он решил провести раскопки. Нашёл десять заинтересованных купцов и мещан, заручился поддержкой городского головы. Было составлено прошение на имя пермского губернатора о разрешении провести поиски подземных ходов у Соборной колокольни и дома Плотникова. Прошение от губернатора переправили к министру внутренних дел, который одобрил начинание Соликамских жителей. Осень 1838 и лето 1839 гг. ушли на раскопки. История этих поисков хорошо известна по двум причинам. Во-первых, вся переписка соликамцев с губернатором и министром оказалась в архиве, а, во-вторых, находившийся тогда в городе писатель П.И.Мельников-Печерский всё увиденное записал в дневник.
В глубине вырытых ям виднелись настоящие сокровища - остатки древних деревянных срубов, части фундаментов. Но на них никто не обращал внимания. Писателю рассказали, что ищут знаменитые подземные ходы, где во время нападений татар, башкир и вогул жители спасались вместе с имуществом, а богачи прятали свои драгоценности. Однако, результат раскопок оказался неутешительным. В обоих раскопах следов подземных ходов не нашли.
В начале нашего столетия к проблеме тайных ходов Соликамска обратился А.Слупский, внимательно изучивший документы Ф.Любимова. В ходе расспросов многих очевидцев провалов и раскопок он записал предание о трёх подземных ходах от воеводского дома - к реке Усолке, к Богоявленской церкви и к дому Любимова, бывшей приказной избе. По преданию, первый ход опускался под русло Усолки и тянулся к медеплавильному Троицкому заводу, где ныне микрорайон Карналитово. Другой ход шёл в сторону "Кашкинского леса" на южной окраине города. Подтверждением этого направления Слупский считал провалы у Богоявленской церкви, в "Турчаниновском саду" и на Пермской улице.
После А.Слупского к истории подземных ходов обращались ещё многие исследователи. В 1930-е годы - Д.А.Удимов, в 1968 году - архитектор Г.Д.Канторович. В 1988 г. в Свердловске издана книга В.М.Слукина "Тайна уральских подземелий". В одной из глав, "Палаты прикамских цитаделей", автор описывает и Соликамские подземные хода. Вероятно, он писал эту часть только по литературным источникам, никак но согласуй эти данные с топографией местности, и, к сожалению, допустил немало фактологических неточностей.
Сопоставив известные, опубликованные в литературе с фактами, найденными в архивах или полученными от информаторов можно выдвинуть другую версию.
Обработка прежних и вновь собранных материалов показала, что подземные хода соединяли все основные каменные здания Соликамска: дом воеводы, приказную избу, Богоявленскую церковь, Троицкий Собор, Соборную колокольню. Строились они на рубеже ХYII-ХYIII вв., вероятно, по инициативе одного из воевод. Подземные хода к Талицкому заводу, к Кашкину лесу от дома воеводы, от Собора на южную окраину города и к Спасской церкви можно назвать пока не более чем "легендарными".
Первоночально козалось что А.Слупский прав, связывая провалы в "Турчаниновском саду" и на б. пермской улице с ходами, идущими от Богоявленской церкви к Кашкину лесу. Но вероятно это не так, судите сами: новые генные здания на своей усадьбе Л.Ф.Турчанинов возводит во второй по-вине ХYIII века. Своды подземелий выложены из кирпичей времён правления Екатерины Второй /I762-I796 гг./. Допустить, что хода в центральной части города возводились в это же время, мы не можем, так как к 70 м гг. они там местами пришли уже в негодность. И ещё одно обстоятельство позволило убедиться в правильности этой точки зрения. Турчанинову принадлежал ещё Сысертский завод. И здесь в 1769 г. он начал возводить себе усадьбу практически одновременно с Соликамском. Вслед за ней были построены контора завода, Собор. По отдельным фактам удалось установить, что все основные здания, где мог быть хозяин, соединялись друг с другом подземными ходами и даже, как пишет В.Слукин, от заводской конторы шёл ход до территории завода, в одном месте при этом проходя под руслом реки. Кстати, такую же схему подземных ходов В.Слукин выявил ещё в нескольких горных заводах: Добрянском, Лысьвенском, Верхне-тагильском, Кыштымском и других. Нередко, как он отмечает, кроме ходов объединяющих основные здания, строился ещё один, ведущий куда-нибудь в потайное место. В Кыштыме - к пруду, в Верхнем Тагиле- к поросшей лесом горе. Народное предание гласит, что сысертские подземелья строил Турчанинову специально приглашенный англичанин. Не этот ли англичанин возводил подземные хода в Соликамске? Время постройки ходов совпадает, протяжённость их также сопоставима.
В Соликамской усадьбе Турчанинова подземный ход соединял два жилых дома усадьбы и, оставляя в стороне небольшой служебный корпус, через сад шёл в Каменный лог. Берега этого лога стали застраиваться только во второй половине XIX века, а столетием раньше здесь по крутым склонам были глухие заросли. Там можно было легко скрыться. Неродные предания рассказывают, что во время набегов жители, спасаясь от неприятеля, бежали прятаться в первую очередь в Каменный лог. Восточный отрог Каменного лога, куда выходил "турчаниновский" ход, назывался Кашкинским логом или лесом.
Не таким уж легендарным теперь видится ход к Талицкому заводу. И шел он, вероятнее всего, не от дома воеводы, а от усадьбы Турчанинова. Косвенное подтверждение существования этого хода совершенно случайно удалось найти в статье Н.Н.Иолокрещённых «Археологические исследования в западной части Пермсчой губернии. Дневник раскопок и разведок», опубликованной в четвёртом выпуске «Трудов Пермской ученой архивной комиссии». Для осмотра местоположения чудских могил 24 июня 1896 года археолог совершил поездку в Д. Зырянову /бывший Талинский завод, ныне микрорайон Карнолитово/ в сопровождении 94-летнегостарика Д.П.Картегова.
Провожатый показал Новокрещенных ямы, где, якобы, жила чудь, но они оказались углевыжигательными ямами. Во многих других окрестных ямах, по словам Иртегова, прятались разбойники, а в некоторых ямах во времена Турчанинова добывали огнеупорную глину. Что мог принять старик Иртегов эа ямы с огнеупорной глиной? Не обвал ли кирпичного свода? Ход проходил по краю болота, то есть по явно сырому месту. Любой кирпич во влажной среде размокает и полностью или частично превращается в красно-коричневую массу. Конечно, это место требует основательной археологической разведки.
Казалось бы, в истории Соликамских подземелий можно ставить точку. Но вне поля нашего зрения остались монастыри. А, ведь, редкий монастырь, как и средневековый город, не имел своего тайного продолжения под землёй.
Найдены такие ходы в Далматовском и Николаевском Верхотурском монастырях. Да что искать примеры за горами? Недалеко от Соликамска на правом берегу Камы стоит село Пыскор. Там с ХYI по ХYIII века находился Пыскорский монастырь. 26 апреля 1915 года здесь был обнаружен подземный ход. Решено было исследовать его. Работами по расчистке хода руководили профессор Богословский и горный инженер Клоков. Материалы этих исследований регулярно печатали "Пермские епархиальные ведомости". Кроме этого подземного хода длиною почти 65 метров, разветвляющегося в конце на три направления, была обследована и поверхность горы, на которой стоял когда-то монастырь. Как показало вскрытие фундаментов главного Собора монастыря, он имел глубокие подвалы, особенно в подвальной части. Из этих подвалов и шёл, вероятно, ход в лабиринт под горой. На поверхности было зафиксировано много провалов правильной формы.
В самом Соликамске в разное время было три монастыря. Самый старый - Вознесенский, располагавшийся на западной окраине города. Он дважды закрывался, дважды менял своё название, но всё же под именем Троицкого Истобенского дожил до 1928 года. Что же нам известно о его подземельях? Сохранились легенды о том, что он, якобы, соединялся ходами с женским монастырём на восточной окраине города или с Красносельским монастырём. В.Слукин, собиравший сведения о подземных ходах во многих городах, обратил внимание исследователей на тот факт, что меньше всего сведений и устных преданий, да еще и очень неточных, имеется о монастырских подземельях. В Соликамске легенды о ходах, соединяющих монастыри, мы можем считать тоже не более, чем вымыслом. Но утверждать, что в Вознесенском монастыре тайных подземелий вовсе не было, мы тоже не будем. В этом монастыре на исправлении два года пробыл известный русский писатель Ф.М.Решетников. У него есть сведения о помещениях для наказания монахов, но были ли это подземелья, можно только предполагать.
Преображенский женский монастырь, возникший в ХYIII веке и просуществовавший всего одно столетие, располагался на восточной окраине города. Каких-либо преданий о его ходах нет. Но в 1985 году во время земляных работ между церквями был обнаружен провал, причём были видны остатки каменных ступеней. Помните о провалах у Богоявленской церкви? Они указывали направление на восток. В этом направлении в ХYIII веке стояло всего два каменных здания - церкви Преображенского монастыря.
И ещё один монастырь в Соликамске был открыт в 90-е годы прошлого столетия в селе Красном. Кроме упомянутою выше предания о его подземной связи с Вознесенским монастырём есть ещё одно, рассказывающее о подземелье с монастырскими сокровищами. Но есть и более достоверные сведения. В 50-е годы нашего столетия в микрорайоне Красном внезапно провалился грунт, образовалась яма. Провал открыл большое подземное помещение, выложенное красным кирпичом. В помещение вели полуобвалившиеся туннели. Один, вероятно, шёл к стоящей неподалеку церкви Иоана Предтечи, а другой /или другие/ к зданиям, принадлежавшим вначале Г.Демидову, а потом Турчаниновым. Схема расположения подземных ходов у этих семей мало отличается друг от друга. Может быть, здесь приложили руку оба семейства. С 1730 по 1761 год село Красное принадлежало Григорию Демидову. После его смерти перешло по наследству к его сыну Александру. В 1772 г. он продал его Алексею Турчанинову. После смерти Л.Турчанинова в 1787 г. начинается раздел его Соликамского имения между наследниками, который длился до І824 года. То есть ходы могли быть построены с 1730 по 1787 год.
Вот и всё о Соликамских подземных ходах. А сейчас вернёмся к Пыскору. Еще до монастыря здесь в 1558 году Строгановыми был построен городок Канкор, и некоторые исследователи связывают создание ходов со строительством крепости. Так, в частности, считает В.А.Шмыров. В своей работе "Города Верхнекамья в ХУ - начале ХУШ веков» он пишет, что "Канкор имел все атрибуты средневекового города: крепость рубленую городнями и даже подземный ход, случайно открытый в 1915 году". Предположение достаточно правдоподобное. И в Чердыни, чуть раньше, - в 1535 году, и в Соликамске, чуть позже - а 1573 г. при строительстве крепостей сооружали подземные ходы. Почему их не могло быть в Канкоре? Тем более, что в других поселениях, основанных Строгоновыми в ХYI-ХYII вв., подземные ходы находят. Пыскор переводится с коми-пермяцкого языка как город /укреплённое поселение/ с подземным ходом. Как могло возникнуть такое название на местном языке, если до прихода русского населения и до строительства здесь Строгановыми крепости не было никакого подземного хода?
О строительстве в Перми Великой до XYI века подземных ходов есть более веские доказательства. В 1982 г. Проводились раскопки в с.Пянтег Чердынокого района. В основном работы велись около деревянной старой церкви и немного на Пянтежском городище. Экспедицией руководил В.А.Оборин. Как же обеспечивалось городище водой во время осады. Неглубокая канавка, идущую от площадки городища до ближайшего ручья многое объяснила. Протяжённость её была примерно метров 60-70. По мнению В.А.Оборина ход сооружали просто: вырывали неглубокий ров, чтобы можно было по нему пройти согнувшись, а, может быть, только и проползти, сверху укладывали жерди, и всё это аккуратно покрывали дёрном для маскировки.
В 30-е гг. в дневниках сотрудника Соликамского музея, археолога Д.А.Удимова при описании Эсперова городища отмечена находка "чудского погреба", уходящего к Каме. Вполне возможно, что было обнаружено начало хода, служившего для тайного выхода с городища на Каму во время осады. К сожалению, проверить это сейчас невозможно. Часть площадки городища, прилегающая к Каме, была подмыта и обрушилась в воду.
Подобные же сведения о провале на Гусинском городище есть в работе Г.Вологдина "Из жизни Общества изучения Чердынского края". Н.Рычков. исследовавший это городище в ХУШ веке, считал его одним из главнейших в Перми Великой.
Из глубины веков дошли до нас предания, что на месте столицы вогульского княжества Расим имелось подземелье внушительных размеров. Там можно было укрыться на длительное время в случае нападения врагов. Возможно это была карстовая пещера, а может быть и лабиринт, построенный руками людей.
Всем этим сведениям можно было бы и не придавать большого значения, но во время раскопок Рождественского городища, обитаемого в IX--ХY веках, в 1992 году найдены остатки подземного хода. Он начинался на площадке городища в 40-50 метрах от его края и пологами ступеньками через толщу глины и мергеля спускался к берегу Обвы. Возможно, ход заканчивался в небольшом логу, поросшем маскировавшими выход кустами. Над входом в подземный лабиринт на могучих столбах располагался навес. По мнению автора раскопок А.М.Еелавина, городище это - упоминаемый в арабскихчких географических сочинениях городок касаба Аникул. Конечно, древнее Рождественское городище находилось южнее Перми Великой, но сам факт существования здесь подземного хода подтверждает нашу гипотезу о возможности их сооружения на древнейших городищах вообще.
А теперь подведём итоги.
Первые подземные ходы в Перми Великой были построены ещё до прихода русского населения - на родановских городищах. Затем в XYI веке они строились в Черднни, Соликамске, Канкоре и, возможно, в. Верхне-Чусовском городке.
В начале ХYIII столетия идёт грандиозное строительство каменных подземелий в Соликамске.
Не последних) лепту в строительство подземных ходов внесли монастыри. И последними в конце ХYIII века оставили спой след в этой работе Турчаниновы в Соликамске, Демидовы в с.Красном, Строгановы в Усолъе. А, может быть, ещё и в высоких камских берегах есть рукотворные подземелья, сохранившиеся от времён легендарных камских разбойников.
|