Тайны новосибирских подземелий Вопросы остаются? Пять лет назад группа новосибирских журналистов-энтузиастов предприняла попытку разгадать тайну подземных коммуникаций под оперным театром. Плодом их расследования стала статья, которую опубликовала в своем альманахе одна из фирм города. Часть материалов напечатала и наша «Вечерка». Тогда эти публикации вызвали широкий отклик читателей. Как начиналось расследование и что изменилось за это время? С этим и другими вопросами я обратился к автору статьи и руководителю группы Игорю Резуну. - Игорь, в 1996 году ты писал: «Свидетельства очевидцев позволяют еще раз заявить: под крупнейшим оперным театром Сибири строился комплекс мощнейших подземных сооружений - тщательно маскируемый и охраняемый многоуровневый бункер, под видом... кукольного театра». Что дало повод так однозначно заявить о далеко неочевидном? - Тогда, пять лет назад, моя коллега Татьяна Куртукова встретилась с престарелой Марией Ивановной Козырчиковой. Та рассказала ей, что во время войны жила в доме рядом с театром, и строился он у нее на глазах. По ее словам, рядом с театром был громадный водоем, из которого они брали воду для хозяйственных нужд. Мария Ивановна приехала в дом в 1939 году, и водоем уже был. Во время крупной аварии на стройке в 1943 году водоем исчез, потом опять наполнился. Мы сопоставили этот ее рассказ со свидетельствами другого человека, электрика Николая Громова-Казанского, который работал на строительстве театра с 40-го по 43-й. Вот что тогда, в 1996-м, мы от него услышали. В момент аварии он работал на четвертом, самом нижнем уровне подземных этажей. Стояли по горло в ледяной воде, в темноте, их вытащили на поверхность только через два часа. Все, кто спасся (а были и жертвы), подхватили воспаление легких, и их вместо того, чтобы отправить в больницу, разместили вместе с прибывающими с фронта ранеными под крышей железнодорожного вокзала. Что-то там перепутали, и наш герой оказался с эшелоном аж в Чите. После, когда он вернулся в Новосибирск, никого из тех, с кем работал на строительстве, он не нашел. Тогда я сделал первое предположение, что подземная узкоколейка все-таки планировалась к «кукольному театру». А причиной аварии стали вода из водоема и грунтовые воды, подпитывающие Каменку, прорвавшиеся в подземные коммуникации оперного. Затем на работу пригнали большое количество пленных немцев. Они таскали землю. Вокруг театра ее скопилось горы. Новым руководителем строительства стал генерал Никонов. Клавдия Александровна Р. знала и видела Алексея Емельяновича Никонова. Она рассказала, что до строительства оперного под руководством Никонова были построены обширные подземные сооружения под новосибирским железнодорожным вокзалом. Они сохранились до сих пор. Генерал Никонов был в 43-м срочно отозван на новый объект, не сдав последней очереди вокзала. - Игорь, а ты не путаешь свою «прекрасную мечту» о бункере, который пытался разыскать со своей группой, с вполне подтвержденным фактом существования котельной под театром? Вся относительно достоверная информация ограничивается свидетельствами именно об этом помещении? - Дело все в том, что котельная действительно находится на первом подземном этаже под театром. И к ней могла быть проложена узкоколейка для вагонеток. Но если бы свои предположения я строил только на этих рассказах! По нашим расчетам, первый подземный этаж оперного, самый длинный, протягивается под землей в сторону «ветеранского магазина» на углу улицы Орджоникидзе к зданию училища речников. Ты, как и все новосибирцы, знаешь здание речного училища рядом с театром. Но не все знают, что это бывшая каторжно-пересыльная тюрьма. А в красно-кирпичном особняке поодаль жил комендант тюрьмы. В училище знали и подтверждают, что таинственные подземные галереи разрывали несколько раз. Так в 1982 году руководство училища решило прибрать к рукам бесхозную трансформаторную будку во дворе училища. Начали выяснять - чья. Оказалось, что будка находится на балансе оперного. Позвонили туда и попросили вывезти оборудование. Уже на следующий день приехали люди с военной выправкой, что-то вынесли, убрали и уехали. Будку сломали и обнаружили провал и глубокий спуск. Времена были еще те - вызвали кого надо. Спецы приехали с аппаратурой, спустились в шахту, а потом залили ее бетоном. И очень попросили забыть о будке вообще. Сейчас на этом месте гаражи. В 1985-м начали копать переход между училищем и общежитием. Наткнулись на галерею старинной кладки. В казематах - кости, кандалы, штофы с двуглавым орлом. Во времена колчаковщины здесь располагалась контрразведка. Два курсанта-смельчака спустились как-то в галерею и попробовали пройти по ней. Каменная кладка неожиданно перешла в бетонные стены, а галерея внезапно расширилась, превратившись в подземный проспект с лампочками и... рельсами. Курсанты вернулись. На следующий день вход в галерею был заложен. В 1987-м еще двое курсантов вышли на подземный проспект с лампочками, но уже из подвала училища. И на этот раз проход через короткое время был аккуратно замурован. - Итак, твои выводы, Игорь? Ты по-прежнему, как и пять лет назад, настаиваешь на своей версии? - А ничего не изменилось. Все официальные органы молчат. Наша группа распалась. Однако я по-прежнему считаю, что в Новосибирске перед началом и особенно во время войны строился и был завершен целый комплекс подземных сооружений, главным объектом которых был бункер оперного. Одна «ветка» вела от него к железнодорожному вокзалу и далее на Запсиб, другая - через площадь Калинина к Северному аэропорту. Это классическая подземная ставка, которая могла быть подготовлена и использована в случае неблагоприятной ситуации на фронте. Такие бункеры были построены в Самаре, на Урале и, как выясняется, у нас в Новосибирске. На том наш разговор с Игорем и закончился. Я решил разыскать некоторых свидетелей, упоминавшихся в его статье и рассказе, и мне кое-что удалось. Валерий Стефаниев спускался под оперный в 1992-м, когда работал в театре. (Сейчас он директор Новосибирского камерного хора): - Я слышал о существовании бункера, но искать целенаправленно его не собирался. Мы с видеооператором решили поснимать необычные подвальные помещения и... заблудились. До сих пор не понимаю, зачем надо было плести такую подземную паутину из коридоров. Так вышли в огромный зал, больше похожий на ангар, размером примерно со сцену в Большом зале оперного. Он располагается под землей где-то с левой стороны театра. Кроме куч строительного мусора, битого кирпича и обрывка узкоколейки, мы там ничего не увидели. - Как ты считаешь, существовали и существуют ли третий и четвертый подземные уровни под театром? - Если честно, то я в это не верю. Хотя, как мне говорили старики, технические работники театра, под оперным есть радоновые источники, которые тянутся от Каменки вниз, по направлению к театру «Красный факел». Эпицентр их находится как раз под театром. Я им склонен доверять. А было ли строительство других подземных этажей, мне не известно Ирина Барышева, заместитель директора театра по строительству: - Я бы сама очень хотела увидеть то, о чем говорят легенды. Ничего похожего на бункер во время многочисленных обследований подземных коммуникаций и подвалов под театром мне и моим коллегам-строителям увидеть не пришлось. То, что называют ангаром, является всего-навсего заброшенным помещением котельной. По проекту она должна была отапливать театр, для чего и была проведена узкоколейка под вагонетки с углем. Чего-то другого таинственного под театром нет. Еще удалось выяснить, что между зданиями оперного и речного училища есть довольно объемное бомбоубежище. Небольшую часть его занимает сейчас кафе «Мехико». Об этом рассказал Игорь, один из сотрудников Фонда Кондратюка: - В кафе мы не раз принимали своих гостей. Что касается собственно бомбоубежища, то это большое прямоугольное помещение высотой три метра и площадью порядка тысячи квадратов. Довольно прибранное, аккуратное, автономное. - То есть без проемов и дверей? - Их я видел четыре. Закрытые, замурованные большие проемы и двери. Находятся они по направлению к улице Ленина и зданию архитектурно-строительной академии (бывшая ВПШ). Из всего вышеизложенного напрашиваются несколько выводов. Очевидных и не вполне. Первое. Под городом, в подземелье во время войны действительно была построена сеть коммуникаций, частью которых были известное бомбоубежище и, возможно, котельная оперного. В этом нет ничего необычного: подобные сооружения строились во всех крупных городах России и СССР. Странно было бы, если бы в стратегически важном Новосибирске таких сооружений не было. Второе. «Ветки» галерей могли действительно расходиться двумя лучами от театра к вокзалу Новосибирск-Главный и городскому аэропорту, включая штабы СибВО и ВВС, а также школу КГБ на том же Красном проспекте. В этом тоже есть своя логика. Третье. Загадочный водоем. С ним не все так просто, как может показаться. Он мог быть и противопожарным бассейном (что из него, похоже, и сделали). Но если планировался бункер, то водоем нес функцию жизнеобеспечивающую, как хранилище питьевой воды на долгое время. И, наконец, главный вопрос собственно о бункере под театром - остается открытым. Одно дело, если его совсем не было и это только домыслы - то и тайны нет никакой. Но совсем другое дело, если он все же был построен и его либо отремонтировали и законсервировали до «лучших» времен, либо навечно закрыли бетонным саркофагом. Во второй вариант, при всей его «романтичности», верить, честно говоря, не хочется. Ведь если действительно под театром есть затопленные помещения, то рано или поздно они дадут о себе знать. Тогда в отреставрированном и отремонтированном за большие миллионы оперном разыграется настоящая, а не театральная драма. Надеемся, что кто-то из официальных лиц, или очевидцев, или проектировщиков, а может быть, участников строительства откликнутся. Согласитесь, тревожно на душе, когда остаются вопросы... P.S. В центре Москвы нынешним летом под землю по второй этаж ушли еще два дома. Местные диггеры до сих пор не могут составить точную, подробную и окончательную карту подземелий столицы. Источник информации |